logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 7. Избирательное право и избирательные системы

выборов обычно не требуется. Если же законодательство предус­матривает только дату вступления в должность выборного долж­ностного лица или дату начала первой сессии выборного органа, то требуется официальное назначение даты выборов. В обязатель­ном порядке требуется назначение главой государства или актом правительства даты выборов при проведении внеочередных (дос­рочных) или частичных (дополнительных) выборов. Внеочередные или досрочные выборы проводятся в парламентарных монархиях и республиках в случае досрочного роспуска парламента (или его нижней палаты) по требованию правительства, оформленному актом главы государства. Как правило, досрочные выборы в пар­ламент следуют за правительственным кризисом, вызванным раз­ногласиями в коалиционном правительстве или получением пра­вительством вотума недоверия в результате голосования в парла­менте. Внеочередные выборы могут проводиться в законодательные органы субъектов федерации или в органы местного самоуправле­ния в случае их досрочного роспуска.

Дополнительные (частичные) выборы могут проводиться при появлении депутатских вакансий (в случае смерти, отставки депу­тата, физической неспособности его занимать данный пост) или в случае обновления выборного органа по частям (частичные выборы).

Проведению любой формы выборов предшествует избиратель­ная кампания, т. е. специальный комплекс мероприятий, осуще­ствляемых государственными органами и политическими партия­ми. Избирательная кампания регулируется специальным законо­дательством, и ее правовое оформление включает в себя акты различных государственных органов (главы государства, парла­мента, правительства и т. д.). Официально избирательная кампа­ния начинается со дня установления или объявления даты голосо­вания и продолжается в течение установленного законом срока. Значительная роль в избирательной кампании принадлежит пред­выборной агитации за выдвинутых кандидатов или в целом за политические партии. Такая агитация очень разнообразна и вклю­чает в себя обязательное проведение многочисленных предвыбор­ных митингов и собраний, встреч кандидатов с избирателями, расклейку лозунгов, афиш, объявлений, издание статей, букле­тов, портретов, изготовление и раздачу символов и значков, вы­ступления по радио и телевидению. Возможность использования политическими партиями и отдельными кандидатами средств мас­совой информации в предвыборной агитации часто имеет решаю­щее значение. В условиях сильной политической обработки насе­ления победа кандидата даже на самый высокий государственный пост зависит не только от факторов объективного (политико-эко­номического), но и субъективного характера. Значительное влия­ние на распределение голосов избирателей могут иметь чисто личные качества кандидата, его удачные предвыборные речи и обещания, хорошо организованные турне по избирательному ок­ругу или стране в целом. Очень часто согласно традициям поли­