logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Полномочия высших органов государства

лом национального единства и преемственности государственной власти. "Император, — гласит ст. 1 Конституции Японии, — явля­ется символом государства и единства народа". Глава государства представляет страну во всех важнейших актах международной жизни, его рассматривают как высшее должностное лицо госу­дарства, чьи выступления и заявления обязывают всю страну в целом.

В то же время реальные внешнеполитические полномочия главы государства определяются формой правления, существую­щей в той или иной стране. Только в президентских и полупрези­дентских республиках глава государства является центральным звеном всего государственного механизма и играет доминирую­щую роль в выработке и определении внешнеполитических целей и установок и в принятии внешнеполитических решений. Тем не менее в этих странах конституции дают лишь общее представле­ние об истинной роли главы государства во внешнеполитической сфере, служат здесь лишь своего рода точкой отчета. Особой ску­достью отличается в этом отношении Конституция США. Факти­ческие полномочия Президента в сфере внешних сношений не могут быть выведены непосредственно из текста Конституции пу­тем ее буквального и даже расширительного толкования. Суще­ственным дополнением к конституционным положения стали акты, первоначальной целью принятия которых было лишь разъясне­ние, уточнение, а иногда развитие основного закона. Постепенно резолюции Конгресса и решения Верховного суда США преврати­лись в самостоятельные источники правового регулирования внеш­неполитической деятельности, сохранив только формальную связь с Конституцией (прямые или подразумеваемые ссылки на основ­ной закон страны). На основе всех этих актов вкупе с текстом самой Конституции формировалась так называемая "живая" кон­ституция, которая сделала Президента США руководителем вне­шних сношений.

Среди полномочий, которыми наделен глава государства в республиках с президентской и смешанной формами правления, решающее значение имеет верховное руководство внешней по­литикой страны и ее отношениями с другими государствами. Оно предполагает разработку основных направлений этой политики, установление ее главных целей и приоритетов, определение мер и средств по ее осуществлению. Конституционное закрепление этого полномочия встречается в основном законе Финляндии (§ 33) и отчасти в Конституции Франции. В США оно основывается на прецеденте и практике, хотя выводится из конституционных по­становлений, согласно которым Президент осуществляет испол­нительную власть в сфере внешних сношений. К числу важных следует отнести полномочие президентов упомянутых государств на верховное представительство своих стран в международных отношениях. Основанное зачастую на обычае и многократно под­твержденное практикой, оно включает различного рода встречи,

153