logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Конституционное право Израиля

Конституционные акты

Государство Израиль возникло после второй мировой войны в результате специального решения Генеральной Ассамблеи ООН, упразднившего мандат Великобритании на территорию Палести­ны, которым она владела с 1923 г. До этого периода Палестина входила в состав Османской империи. В годы первой мировой вой­ны Ближний Восток стал ареной боевых действий между Турцией и державами Антанты, целью которых был раздел Османской им­перии. Великобритания заключила секретное соглашение с Фран­цией о послевоенном разделе между ними азиатской части Ос­манской империи, предусматривавшее режим международного управления для Палестины. На конференции в Сан-Ремо Верхов­ный Совет Антанты предоставил Великобритании мандат на уп­равление Палестиной, который был утвержден Лигой Наций и официально вступил в силу в 1923 г. Великобритания брала на себя обязательство поощрять еврейскую иммиграцию, прочное поселение евреев на земле Палестины, а также установить такие политические, административные и экономические условия, ко­торые обеспечат создание еврейского национального очага.

В мае 1947 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН была создана Комиссия для изучения положения в Палестине и выра­ботки рекомендаций по дальнейшему развитию этой территории. В итоге длительных дебатов Генеральная Ассамблея приняла 29 ноября 1947 г. Резолюцию № 181 о прекращении английского мандата и разделе Палестины на два самостоятельных демокра­тических государства — арабское и еврейское. За это решение проголосовали 33 государства, 13 были против и 10 (включая Ве­ликобританию) воздержались. Резолюция предусматривала поддер­жание тесных отношений между двумя государствами (экономи­ческий и таможенный союз, общность валют, единство транспор­тной сети и коммуникаций, совместное пользование ирригационной системой). В Резолюции Генеральной Ассамблеи № 181 были изло­жены условия будущего конституционного развития еврейского и арабского государств. В частности, предусматривалось развитие

Тенденция децентрализации управления на практике посто­янно сталкивается с существованием различных способов контро­ля центральной администрации за деятельностью системы мест­ных органов — от финансовой зависимости до административной опеки, суть которой сводится к необходимости утверждения цент­ральными государственными органами решений, принимаемых народными собраниями по целому ряду важных социальных и эко­номических вопросов.

Таковы особенности конституционного права арабских государств.

373