logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 6. Административно-территориальное деление

227

от 100 000 до 149 999 жителей — 55 членов муниципального сове­та, в коммунах от 300 000 жителей — 69 муниципальных советни­ков. Особый статус имеют крупнейшие города Франции. В Париже членами совета избираются 163 советника, в Марселе — 101 со­ветник, в Лионе — 73. Число членов муниципального совета дол­жно быть обязательно нечетным во избежание возможного раз­деления голосов поровну, особенно при проведении выборов.

Муниципальные советники избираются путем всеобщего пря­мого голосования избирателями, которые внесены в избиратель­ные списки коммун. В последнее время право участия в местных выборах предоставляется также постоянно проживающим иност­ранцам и гражданам Европейского Союза. Срок полномочий муни­ципальных советов — 6 лет. Советы обновляются полностью. Обыч­но голосование проходит в марте в день, который определяется каждый раз заново декретом Президента Республики, но голосо­вание обязательно проводится в воскресный день.

В коммунах с населением менее 3 500 человек используется мажоритарная система выборов в два тура. В коммунах с боль­шим числом жителей используется комбинированная избиратель­ная система голосования в два тура, но при сочетании мажори­тарной системы с принципом пропорционального представитель­ства. В случае, если выдвинутый список получает в первом туре абсолютное большинство голосов, он практически получает все места в муниципальном совете. Если ни один из списков не соберет необходимого большинства, проводится второй тур голосования, в результате которого места распределяются на основе пропор­ционального представительства при условии участия в распреде­лении мандатов партий, собравших не менее 5% голосов. Одна из особенностей применяемой системы состоит также в том, что до проведения второго тура, который организуется через неделю, в ранее выдвинутый список могут быть внесены изменения. Муни­ципальный совет избирает из своего состава большинством голо­сов мэра и его заместителей.

То обстоятельство, что коммуна обладает сравнительно ши­рокими полномочиями в решении местных дел, а равно самостоя­тельно решает вопрос о формировании исполнительных органов на местах, а также отсутствие в коммуне официального предста­вителя Правительства в определенной мере "компенсируются" со­хранением сравнительно жесткого административного контроля за деятельностью коммуны. Центральное Правительство в лице своих представителей на местах — префекта и супрефекта — может приостановить исполнение решений муниципального совета в случае, если находит, что они противоречат законам Республики.

Действующее законодательство также предусматривает воз­можность досрочного роспуска муниципального совета. Соответ­ствующее решение подчинено соблюдению двух условий: во-пер­вых, оно должно быть оформлено изданием нормативно-правово­го акта за подписью Президента Республики, и, во-вторых,

228