logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 9. Парламенты зарубежных государств

туции Венгрии Государственное собрание "решает вопросы об объявлении состояния войны и о заключении мира. ... в случае со­стояния войны или непосредственной угрозы вооруженного напа­дения другого государства (военной угрозы) объявляет чрезвы­чайное положение и создает Совет обороны... решает вопрос об использовании вооруженных сил за границей и внутри страны".

Некоторые конституции содержат при этом определенную оговорку. Так, Конституция Польши устанавливает: "Сейм может принять решение о состоянии войны только в случае вооружен­ного нападения на Польскую Народную Республику или если из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны от агрессии".

Однако практика знает факты, когда правительство (прези­дент) ставило парламенты перед свершившимся фактом. Кроме того, ряд конституций предоставляют исполнительной власти право решать вопросы войны в случае, если парламент не может по тем или иным причинам решить этот вопрос.

Совсем иначе подходит к вопросам войны Конституция Япо­нии. Согласно ее ст. 9 провозглашается отказ от войны, от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения меж­дународных споров.

Помимо указанных выше прав парламенты решают вопросы о выделении ассигнований на оборону, о разрешении или запре­щении нахождения иностранных войск на территории страны, о вхождении страны в военные союзы, об условиях призыва на во­енную службу и ряд др.

Как правило, парламентам предоставлено право ратифика­ции и денонсации международных договоров. При этом в одних странах это относится ко всем договорам (США, Япония), в дру­гих — к наиболее важным (Франция, Италия, ФРГ, Венгрия).

Для оценки роли парламентов в данной области важен также вопрос о том, может ли парламент влиять на содержание догово­ра. Так, регламент Национального собрания Франции не разре­шает голосования по отдельным статьям договора и внесения в него поправок, оно может лишь одобрить или отклонить законо­проект о ратификации. Аналогичные ограничения имеются и в других странах. В США, напротив, Сенат в резолюции о ратифи­кации может вносить любые поправки и дополнения к отдельным статьям международного договора.

От ратификации следует отличать "дачу согласия" — форму, закрепленную в конституциях Италии, Испании, Дании. Она мо­жет быть предварительной (дача согласия на заключение согла­шения) и последующей (одобрение уже заключенного соглаше­ния). Так, предварительное согласие Генеральных кортесов Испа­нии требуется для тех договоров и соглашений, в которых содержатся обязательства политического, военного, финансового характера, затрагивается территориальная целостность государства либо предполагается принятие, изменение или отмена законов.