logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Система государственных органов стран снг

326

из основных причин прекращения полномочий правительства — это выборы нового главы государства. В большинстве стран СНГ правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Однако в некоторых странах порядок прекращения полномочий правительства отличается от остальных стран СНГ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 103 Конституции Республики Молдо­ва Правительство осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового состава Парламента.

В отдельных странах возможна отставка правительства в ре­зультате выражения парламентом вотума недоверия правитель­ству. К таким странам относится, например, Республика Казах­стан (п. 3 ст. 70 Конституции). Механизм прекращения полномочий правительства в этом случае в странах СНГ в значительной степе­ни может отличаться. Так, в Кыргызской Республике Собрание народных представителей может выразить недоверие не всему правительству, а только премьер-министру 2/3 голосов от общего числа депутатов (п. 5 ст. 71 Конституции).

Центральными отраслевыми органами исполнительной влас­ти в странах СНГ являются министерства, комитеты и другие ведомства. Основы правового статуса центральных органов испол­нительной власти закреплены либо в конституции государства, либо в специальном нормативно-правовом акте, издаваемом пар­ламентом или президентом. Конституции и специальные законо­дательные акты о центральных органах исполнительной власти в странах Содружества неодинаково формулируют само наимено­вание данных органов. Так, например, в гл. 8 Конституции Рес­публики Молдова упомянутые органы исполнительной власти на­зываются центральными отраслевыми органами публичного уп­равления государством (п. 1 ст. 107 Конституции).

Судебные органы в странах СНГ

Становление суверенной государственности в союзных рес­публиках после распада СССР неизбежно коснулось организации и порядка функционирования судебной власти в данных новых государствах. Основы судебной системы, как правило, закрепля­ются в конституциях этих государств, которые посвящают специ­альные разделы и главы судебной системе (гл. 6 Конституции Рес­публики Беларусь; гл. 5 Конституции Грузии; раздел VII Консти­туции Республики Казахстан; гл. 6 Конституции Кыргызской Республики и др.).

В соответствии с конституциями стран СНГ правосудие в них осуществляется конституционными судами, верховными судами общей юрисдикции, высшими арбитражными судами, а также местными судами и военными судами. Соответствующие главы в конституциях этих стран закрепляют общепризнанные принципы правосудия, на которых строится судебная система в каждой кон­кретной стране. Организационная структура судебной системы в

326