logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Полномочия правительства в зарубежных странах

134

призвано обеспечить охрану существующего публичного поряд­ка, гарантировать права и свободы человека, защиту внешних интересов государства. На него возложено осуществление эконо­мических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство наделено необходимыми властными правами и прерогативами, располагает материальными и финан­совыми ресурсами, в его распоряжении находятся разветвленные административный и военно-полицейский аппараты.

Конституции зарубежных стран очень редко содержат раз­вернутые постановления, излагающие компетенцию правитель­ства. Чем выше значимость государственного органа, призванно­го проводить в жизнь политику и обеспечивать защиту интересов государства, тем шире его дискреционные полномочия и уже кон­ституционное регулирование. Тем не менее в большинстве новей­ших конституций явно прослеживается тенденция к расширению полномочий правительства. Это находит свое проявление в ис­пользовании формулы, согласно которой на правительство или его главу возлагаются выработка и проведение национальной по­литики.

Полномочия в сфере политического руководства

Высший орган правительственной власти во всех странах иг­рает ведущую роль в разработке, формулировании и реализации внутренней и внешней политики государства. "Правительство, — гласит ст. 20 Конституции Франции, — определяет и осуществляет политику Нации". Весьма схожа с этой формулировка, содержа­щаяся в Конституции Испании: "Правительство руководит внут­ренней и внешней политикой, гражданской и военной админист­рацией и обороной страны. Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами" (ст. 97). Соглас­но Основному закону ФРГ (ст. 65) и Конституции Италии (ст. 95), выработка основных направлений и общее руководство полити­кой отнесены к ведению главы правительства.

Даже в тех странах, где деятельность правительства в не­давнем прошлом трактовалась (например, в Великобритании) как осуществление исполнительной функции, современная конститу­ционно-правовая доктрина заметно изменила свой подход. Испол­нительная функция, полагают нынешние английские правоведы, заключается прежде всего в предложении общей политики, ее формулировании и руководстве ее проведением в жизнь.

Нередко программа, выдвигаемая исполнительной властью, получает довольно громкое и завлекательное обозначение, вроде предлагавшихся различными американскими президентами поли­тики создания "великого общества", "новых рубежей", "борьбы с бедностью" или голлистской программы "восстановления величия Франции". В большинстве случаев такие программы остаются на уровне политической риторики. Их главное назначение — добиться

135