logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Республиканская форма правления

360

ванием сроком на 4 года. В соответствии с Конституцией и Зако­ном о выборах 1973 г. активное избирательное право предостав­лено всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста и зарегис­трированным в реестре гражданских состояний. Этого права ли­шаются служащие армии и полиции на период прохождения службы, за исключением случаев выдвижения их кандидатами в депутаты Народного совета. Пассивным избирательным правом пользуются все лица, являющиеся гражданами САР не менее пяти лет, достигшие 25-летнего возраста и умеющие хорошо читать и писать. Такое право предоставлено также военнослужащим и ра­ботникам государственного аппарата, включая министров.

На первых выборах Народного совета в 1973 г. и на всех пос­ледующих выборах избиралось 195 депутатов. Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, причем в каждом из них одна часть мест выделяется рабочим и крестьянам, а дру­гая — представителям иных социальных категорий с таким расче­том, чтобы в масштабах всей страны не менее половины избран­ных депутатов были рабочими и крестьянами. Число зарегистри­рованных кандидатов законом не ограничивается. Результаты голосования определяются по мажоритарной системе относитель­ного большинства.

В соответствии с Конституцией полномочия парламента, в частности, включают принятие законов, обсуждение политики правительства, утверждение государственного бюджета и планов социально-экономического развития, ратификацию наиболее важ­ных международных договоров и соглашений, объявление всеоб­щей амнистии. Наибольшее значение имеет его законодательная деятельность. Конституция предоставляет право законодательной инициативы членам Народного совета (в соответствии с регламен­том последнего таким правом пользуются не менее 10 депутатов), а также президенту.

После предварительного обсуждения постоянными комисси­ями законопроект выносится на рассмотрение Народного совета, который после прений проводит по нему постатейное голосова­ние, а затем принимает в целом. Одобренные законы представля­ются президенту для подписания и издания. По просьбе депута­тов или главы государства в соответствии с законом Верховный конституционный суд осуществляет предварительный контроль за конституционностью одобренных законов до их издания, а так­же по требованию президента дает заключения о соответствии положениям Конституции законопроектов еще на стадии их об­суждения.

Центральное место в государственном механизме Сирии за­нимает президент Республики. Основной закон Сирии наделяет его весьма широкими полномочиями, дающими ему возможность оказывать определяющее влияние на государственную политику. Устанавливая общие рамки полномочий президента, Конституция предусматривает, что он следит за соблюдением Конституции, а

361