logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

странах. В США — это исполнительные приказы президента, в Великобритании — приказы королевы в совете, во Франции — ордонансы и декреты и т. д. В качестве собирательного понятия используется чаще всего термин "регламента-рныеакты" прави­тельства, подчеркивающий тот факт, что ими регламентируются и регулируются важнейшие сферы общественных отношений, орга­низации и осуществления государственного управления.

Согласно "классической" конституционной доктрине, акты исполнительной власти квалифицировались как подзаконные, при­нимаемые на основе и во исполнение закона. Современные докт­рина и практика все дальше отходят от этой концепции. В резуль­тате регулирование общественных отношений актами исполнитель­ной власти становится в ряде стран общей нормой, а применение закона — исключением. Так, во Франции закон не может втор­гаться в области, резервированные за регламентарными актами правительства, но последние, особенно в силу делегирования за­конодательных полномочий, могут подменять и изменять закон. Акты делегированного законодательства принимаются во Фран­ции в Совете министров по получении предварительного заклю­чения Государственного совета. Они именуются ордонансами и под­писываются главой государства, премьер-министром и заинтере­сованными министрами. Все остальные акты исполнительной власти издаются в форме декретов и, в зависимости от распределения компетенции, подписываются либо президентом Республики, либо премьер-министром. Акты, издаваемые министрами, именуются постановлениями (иногда к ним приравниваются инструкции) и по своей юридической силе уступают ордонансу и декрету.

Главный вид нормативного правового акта правительства в Великобритании — приказ королевы в совете. Он принимается либо на основе королевской прерогативы, то есть полномочий короны, не отмененных писаным законодательным актом, либо в качестве акта делегированного законодательства. Так как в Великобрита­нии нет писаной конституции, общее право образуют судебные прецеденты, статутное право имеет массу пробелов, то факти­чески кабинет, используя королевскую прерогативу, принимает регламентарные акты совершенно самостоятельно.

Акты исполнительной власти носят общеобязательный харак­тер, они действуют на всей территории страны и образуют важ­нейшую составную часть национального права. Возрастание роли правительства в государственном механизме предопределяет и меняющийся статус актов исполнительной власти, заметно потес­нивших позиции закона.