logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Президент и правительство. Форма правления

336

При подсчете голосов избирателей на президентских выборах многие латиноамериканские страны придерживаются мажоритар­ной системы абсолютного большинства, согласно которой для избрания на пост президента необходимо получить больше поло­вины поданных на выборах и признанных действительными голо­сов. Если ни один из кандидатов на пост президента не получает требуемого большинства голосов, предусматривается проведение второго тура голосования, к участию в котором допускаются два кандидата, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Во втором туре победителем объявляется тот, кто собе­рет голосов больше, чем другой претендент. Отдельные латино­американские страны из-за сложности организации и дороговиз­ны не прибегают к проведению второго тура всеобщего голосова­ния, а используют систему окончательных выборов президента национальным конгрессом, причем на голосование депутатов вы­носятся, как правило, кандидатуры двух претендентов, набрав­ших на всеобщих выборах относительное большинство голосов.

Латиноамериканские конституции устанавливают принцип ответственности президента в случае нарушения конститу­ции или действующих законов страны, причем ряд конституций детализируют основания ответственности президента: измена ро­дине, вмешательство в президентские, парламентские или мест­ные выборы, роспуск конгресса страны, препятствия в деятель­ности суда по избирательным делам и др. Латиноамериканские страны восприняли американскую систему предъявления прези­денту конституционных обвинений в порядке процедуры импич­мента. Эта процедура заключается в следующем: палата депута­тов имеет право абсолютным или квалифицированным большин­ством в 2/3 голосов предъявить обвинения президенту по вышеназванным основаниям и назначить специальную комиссию по расследованию, которая, проанализировав предъявленные пре­зиденту обвинения, составляет специальный доклад и предъявля­ет его палате депутатов. Если доклад утверждается 2/3 голосов членов палаты, дело по обвинению президента передается в вер­хнюю палату —- сенат, которая выступает фактически в роли свое­образной судебной инстанции. Сенат сначала только слушает дело, а затем преобразует себя в суд, причем председательствует в се­нате в данном случае главный судья верховного суда страны. Та­кая система принята в Боливии, Бразилии, Колумбии, Эквадоре, Мексике, Перу, Уругвае и других странах. В странах с однопа­латным законодательным органом (Коста-Рика, Гватемала, Сальва­дор и др.) предусмотрено, что этот орган может 2/3 голосов депу­татов объявить, имеются ли достаточные основания для предъяв­ления обвинения, и передать дело на рассмотрение верховного суда страны с тем, чтобы тот сразу осуществлял судебное пресле­дование президента в соответствии с законом. Во многих латиноа­мериканских странах процедура импичмента применяется не толь­ко к президентам, но и к другим высшим должностным лицам: