logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Формы правления в арабских странах. Монархия

356

вать определенным требованиям в своей практике и повседневной деятельности, а именно: опираться на демократические методы в своей работе и в выборе руководящих органов; не иметь связей (организационный или финансовых) с неиорданскими структура­ми и не действовать по инструкции из-за границы; черпать фи­нансовые ресурсы только из законных, известных и легальных местных источников; не создавать своих структур в вооруженных силах, аппарате безопасности и не формировать собственные по­лувоенные отряды; иметь известную и доступную штаб-квартиру и не использовать государственные структуры и органы, религи­озные и благотворительные учреждения в своих интересах и не вовлекать их в политическую борьбу.

Таким образом, государство подвергает строгому регулиро­ванию деятельность политических партий и организаций, стре­мясь оградить их от вмешательства в деятельность государствен­ных и иных органов, чтобы избежать дестабилизации обстановки в стране под влиянием политических амбиций каких-либо лиде­ров. Партии призваны служить целям организации и политичес­кой мобилизации населения, не претендуя на то, чтобы подме­нить власть и государство в выработке национального курса раз­вития.

Влияние партий как самостоятельной политической силы в обществе невелико в силу их политической слабости и разобщен­ности. Программы смежных партий, их идейные установки мало отличаются друг от друга.

Ведущая роль в относительно крупных партиях (Конститу­ционная национальная партия, Иорданская партия народно-де­мократического единства, Иорданская партия народной демокра­тии, Иорданская партия прогрессивной демократии и др.) отво­дится носителям властных полномочий, представителям имущих слоев и правящей элиты.

Другие партии Иордании продолжают оставаться крайне аморфными, хотя менее элитарными при едва ли большей чис­ленности членов, потенциал их влияния на массы весьма невелик, а сами они находятся в значительной изоляции от населения. Со­гласно исследованиям, проведенным Центром стратегических ис­следований при Иорданском университете, в рядах различных партийных образований состоит только 1,4% населения страны (при общей численности населения около 4,5 млн. человек).

Племенные структуры в политической жизни Иордании иг­рают важнейшую роль и претендуют на особое положение и мес­то в системе общественно-политических отношений. Племенная организация сохраняется до настоящего времени и придает обще­ству своеобразный местный колорит, а политической среде — осо­бую специфику, существенным образом влияя на расстановку по­литических сил, сказываясь на распределении властных полномо­чий и функций.

356 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

Дуалистические монархии. Марокко

Марокко является политически наиболее модернизированной и "либеральной" из всех арабских монархий. Это в немалой степе­ни объясняется традиционной значительной активностью многих политических сил и организаций, отражающих интересы различ­ных слоев арабского и берберского населения.

За годы независимости в стране сменилось три Конституции: 1962, 1970 и 1972 годов. В последней из них был наиболее четко закреплен принцип "разделения властей", когда законодательная власть принадлежит Палате представителей, а исполнительная — Совету министров, назначаемому Королем.

Все три Конституции закрепили принцип наследственности королевской власти, неприкосновенности и священности личности монарха, являющегося символом единства нации, высшим ее пред­ставителем и духовным вождем. Монарх является также верхов­ным главнокомандующим; он назначает премьер-министра и фор­мирует состав правительства.

В Конституцию 1972 г. были внесены изменения, одобренные на референдуме в сентябре 1992 г. В соответствии с ними усилил­ся контроль парламента за деятельностью правительства, был со­здан относительно независимый Конституционный совет, впер­вые было закреплено положение о приверженности Марокко об­щепризнанным нормам прав человека.

Законодательный орган Марокко — Палата представителей (однопалатный парламент, 333 депутата) — избирается сроком на 6 лет (2/3 — всеобщими прямыми выборами, 1/3 — коллегиями выборщиков). В сентябре 1996 г. состоялся референдум по внесе­

Правительство Иордании приняло в 1993 г. Закон о внесе­нии поправок в основной Закон о выборах. Был введен принятый во всех западных демократических обществах избирательный принцип "один человек — один голос". В то же время сохрани­лась система закрепления депутатских мест за меньшинствами: шесть мест бедуинам, три места черкесам и чеченцам, девять мест христианам. Распределение избирательных округов и коли­чество депутатов от каждого из них позволяли конкретному из­бирателю голосовать за несколько кандидатов одновременно. При такой системе он мог соблюсти баланс своих взглядов и интере­сов и проголосовать и за кандидата от собственного рода, клана или племени, и за кого-то из не племенных, а партийных выд­виженцев.

Итоги ноябрьских выборов 1997 г. показывают, что из 80 мест в парламенте кланово-племенные кандидаты получили 62 места, 8 — независимые исламисты, 10 — представители панарабских и левых сил. Назначение нового Сената, куда не вошел ни один представитель оппозиции, подтвердило нежелание режима вклю­чать последних во властные структуры.