logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Институт парламентской ответственности правительства

139

Правовое регулирование института ответственности

Приведение в действие механизма парламентской ответствен­ности правительства в большинстве стран регулируется консти­туционными постановлениями. Однако практика различных стран не вполне единообразна. Так, в Великобритании отрицательное голосование Палаты общин по любому правительственному пред­ложению приравнивается к выражению недоверия. В Италии го­лосование одной из палат против правительственного предложе­ния, согласно конституции, "не обязательно влечет его отстав­ку" (ст. 95). В Италии отказ в доверии должен сопровождаться принятием мотивированной резолюции, а в Великобритании мо­тивация не является обязательным требованием. Тем не менее с некоторой долей условности можно выделить основные общие черты правового регулирования института ответственности.

Инициатива постановки вопроса о доверии может исходить как от правительства, так и от парламентариев. От имени прави­тельства вопрос о доверии ставит премьер-министр. Резолюция недоверия (порицания), вносимая парламентариями, должна быть, как правило, подписана группой депутатов (во Франции, Ита­лии, Испании они должны составлять не менее чем десятую часть парламентариев). Нередко депутаты, подписавшие резолюцию порицания, за которую не проголосовало абсолютное большин­ство парламентариев, лишаются права предлагать новую в тече­ние данной сессии.

Между внесением резолюции порицания правительству и ее постановкой на голосование предусматривается значительный вре­менной интервал, который составляет во Франции двое суток, в Италии — три дня, в Испании — пять дней. Это время правитель­ство может использовать для проведения закулисных переговоров и оказания дополнительного нажима на парламентариев. Для при­нятия резолюции недоверия (порицания) требуется, как правило, абсолютное большинство голосов. В случае, если внесенная пар­ламентариями резолюция не соберет такого большинства, она счи­тается отклоненной. Количество голосов, поданных за правитель­ство или воздержавшихся, обычно не подсчитывается. Такая про­цедура выгодна в первую очередь правительству, которое при ином подсчете голосов могло бы оказаться в меньшинстве.

В ФРГ используется так называемый "конструктивный вотум недоверия". Для того чтобы решение парламента о недоверии по­влекло отставку правительства, недостаточно голосования за это большинства депутатов. Необходимо избрание абсолютным боль­шинством голосов нового федерального канцлера. При несоблюде­нии этого условия Бундестаг может быть распущен досрочно. Един­ственный случай такого рода имел место в ФРГ в 1982 году при замене социал-либеральной коалиции христианско-либеральной. Западногерманская модель конструктивного вотума недоверия воспринята в Испании.

139