logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. "Классическая школа" . 24

Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909.

Исключением в этом плане была французская конституцион­но-правовая доктрина, сложившаяся, когда Франция стала пар­ламентской республикой. Перед П. Мишу, А. Эсменом и другими французскими авторами не стояла задача обоснования равнове­сия между монархом и парламентом. Традиции, идущие от Декла­рации прав человека и гражданина 1789 г., не позволяли отка­заться от принципа народного суверенитета как источника госу­дарственной власти, что предопределило и неприятие ими конструкции "самоограничения государства". Стержневое место в работах французских представителей школы занимал парламен­таризм (что соответствовало роли парламента в политической си­стеме страны), а также тесно взаимосвязанные с ним партийная система, избирательное право и т. п. Характерно, что будучи сто­ронниками парламентаризма, многие авторы, в том числе наибо­лее известный из них А. Эсмен, высказывались за ограничение всеобщего избирательного права. Эсмен считал наиболее совершен­ной моделью двухпалатный парламент при широких полномочиях верхней палаты в целях "разумного сочетания духа прогресса и традиций консерватизма". Поскольку во Франции в XIX в. государ­ственный строй и конституции неоднократно менялись, Эсмен на­стойчиво подчеркивал, что принцип преемственности сильнее всех этих перемен — "государство по природе своей вечно, и ю1риди-ческое существование его не допускает никакого перерыва"1.

Виднейшим представителем юридической школы в Англии был А. Дайси. Его труды и сегодня считаются в этой стране классичес­кими. Ключевые моменты во взглядах Дайси — верховенство пар­ламента и "правление права". Именно парламенту, а не народу, по мнению Дайси, принадлежит суверенитет, акты парламента непререкаемы, каково бы ни было их содержание. "Правление права" призвано обеспечить гарантии индивидуальной свободы, и главная роль в этом принадлежит независимым судьям, которые ограждают подданных не только от произвольных актов админис­трации, но и от законодателя. Обеспечение прав и свобод Дайси считал сферой не статутного права (законов), а преимуществен­но "общего права".

Особенностью развития науки в США является как раз отсут­ствие классической школы государственного права, если не счи­тать некоторые явно подражающие европейским образцам рабо­ты, не оставившие глубокого следа. Стилю американского мыш­ления были чужды отвлеченные теоретико-методологические установки этой школы и гораздо ближе эмпирические подходы, что и привело к раннему формированию в США политической науки, о которой речь пойдет ниже. Сказалась и традиционная американская неприязнь к государственной власти, к которой клас­сическая школа, особенно в лице немецких авторов, испытывала пиетет.

25