logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 7. Местное самоуправление

188

ное лицо как бы олицетворяет исполнительную власть по отноше­нию к власти представительной; обычно он оказывает большое влияние на решения совета.

Особенностью американской системы местного самоуправле­ния являются тауны и тауншипы, т. е. самоуправляющиеся об­щины, входящие в графство. Правда, они распространены лишь в некоторых штатах Новой Англии, а также в штатах Нью-Йорк, Висконсин, Миннесота. Их насчитывается 16 тысяч.

Тауны создаются на базе одного или нескольких мелких го­родских поселений и окружающей сельской местности с неболь­шим населением. Иногда это просто отдельная деревня. Основным органом управления является таун-митинг, т. е. собрание жителей (обычно раз в год). Такое собрание принимает бюджет, избирает совет или конкретных должностных лиц, иногда действующих на общественных началах. Тауншипы создаются в сельской местнос­ти, главным образом в штатах Среднего Запада. Система самоуп­равления здесь также предусматривает избрание совета и адми­нистраторов.

Формой местного самоуправления выступают специальные округа, создаваемые легислатурами штатов для осуществления управления по ряду конкретных вопросов. Так, в границах шта­тов существуют школьные, транспортные, парковые округа, ок­руга по пожарной охране, жилищному строительству, снабже­нию водой и др. Они иногда охватывают территорию нескольких графств (общее число округов превышает 40 тысяч). Администра­ция и советы таких округов, обычно выборные, пользуются зна­чительной автономией.

Города

Статус города определяется легислатурой штата, вследствие чего критерии для отнесения того или иного поселения к катего­рии городов различны. Городом признается огромный мегаполис с населением в несколько миллионов жителей и городом считается (в некоторых штатах) поселок всего с 1 тыс. жителей. Как прави­ло, крупные города имеют свою хартию, т. е. своеобразную кон­ституцию, положения которой закрепляют некоторые традицион­ные привилегии и автономию. Города управляются муниципалите­тами, которые во многом напоминают системы управления частными корпорациями. Они вправе владеть и распоряжаться собственностью, делать и предоставлять займы, заключать кон­тракты. В крупных штатах (Техас, Иллинойс и др.) насчитывается более тысячи муниципалитетов, а в небольших (Род-Айленд, Нью-Хэмпшир и др.) — от 8 до 20.

Системы управления городами отличаются большим разнооб­разием, но в целом могут бьгть сведеньг к трем основньгм. Система "мэр—совет"— • наиболее старая и распространенная (охватьгва-ет примерно половину всех городов). При этой системе население

188 Глава 14. Основы конституционного права США

избирает однопалатный совет (от 5 до 50 чел.), который выполня­ет роль маленького парламента, созываемого примерно раз в ме­сяц. Такой совет издает акты, напоминающие законы. Параллель­но население избирает мэра (на 2—4 года), который воплощает исполнительную власть (но иногда является председателем сове­та). Мэр и совет делят полномочия по назначению руководителей отделов и управлений, координируют их деятельность, но бывает и так, что некоторые должностные лица городского управления избираются непосредственно населением. Мэр обладает правом вето, составляет проект бюджета и др. Как правило, роль такого мэра в решении основных вопросов управления городом исключи­тельно велика, хотя он и может быть отстранен от должности голосованием избирателей, решением совета, судебным решени­ем или постановлением губернатора штата.

Система " совет—управляющий'(распространена в 40 про­центах городов) отличается от предыдущей главным образом тем, что управляющий, являющийся главой администрации, не изби­рается населением, а назначается советом из числа опытных ме­неджеров, т. е. выступает как наемное должностное лицо. Поэтому совет всегда вправе его уволить. В руках у управляющего прак­тически сосредоточена вся полнота власти, хотя при этом может существовать и выбираемый населением мэр, но только для чис­то представительских функций.

Наконец, комиссионная форма городского самоуправления (распространена менее других) как бы отвергает разделение вла­стей, соединяя законодательные и исполнительные функции в руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5—7 членов на срок 2—4 года избирают жители города, она сама издает необхо­димые правовые акты и сама через членов комиссии организует их исполнение. Каждый член комиссии возглавляет управление в муниципалитете и, следовательно, действует бесконтрольно. Один из членов комиссии (иногда по очереди) становится председате­лем комиссии. В некоторых городах один из комиссионеров высту­пает в качестве мэра, но только для представительских целей.

Внутри крупных городов, часто образующихся путем слия­ния нескольких соседних городов, а иногда и графств, оказывает­ся несколько самостоятельных муниципалитетов. Это так называ­емые метрополитенские регионы, выросшие вследствие бурной урбанизации страны в последние десятилетия. Например, в мет-рополитенском регионе Миннеаполис — Сент Пол с населением в 2,5 млн. человек действуют 270 местных органов управления, в том числе 7 графств, 140 муниципалитетов, 49 тауншипов, 49 школьных округов, 22 специальных округа и др. В этом регионе создан метрополитенский совет, который в соответствии с зако­ном планирует развитие транспорта, создание аэропортов и пар­ков, контролирует экологическую среду и т. п. Впрочем, в других аналогичных регионах функции метрополитенского совета гораз­до скромнее.