logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Система государственных органов стран снг

324

шим вопросам государственной жизни перед государственными органами, принадлежащими к другим ветвям власти. В большин­стве упомянутых президентских республик за президентом зак­реплено право применять в отношении законов, принятых парла­ментом, отлагательное вето. Так, например, в п. 6 ст. 57 Конститу­ции Туркменистана говорится: "Президент Туркменистана... подписывает законы, вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования... Президент не обладает пра­вом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции". Президенты некоторых из упомяну­тых стран наделены также правом представлять в парламент еже­годные послания о положении в области внутренней и внешней политики страны. Соответствующие статьи закреплены в Консти­туциях Туркменистана (п. 4 ст. 57), Республики Узбекистан (п. 7 ст. 93), Конституции Грузии (п. 5 ст. 73).

Конституции стран СНГ с президентской формой правления не наделяют президента правом роспуска парламента.

Большинство государств Содружества относятся к республи­кам со смешанной формой правления (Армения, Республика Бе­ларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Респуб­лика Молдова, Украина).

В государствах СНГ со смешанной формой правления полно­мочия президента также могут быть весьма широкими. Приме­ром тому могут послужить полномочия президента Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Так, помимо полномочий, свойственных главе государства, президенты названных стран на­делены правом издавать нормативно-правовые акты, имеющие силу закона. Например, в соответствии со ст. 68 Конституции Кыр­гызской Республики палаты Жогорку Кенеш могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту Кыргызской Рес­публики на срок не более одного года. Кроме того, законодатель­ные полномочия переходят к Президенту в случае роспуска палат Жогорку Кенеш. Упомянутая статья Конституции предоставляет президенту законодательные полномочия также в случае роспус­ка одной из палат парламента. В этом случае президент осуществ­ляет законодательные полномочия только той палаты, которая распущена. Законодательные полномочия осуществляются прези­дентом Кыргызской Республики путем принятия указов, имею­щих силу закона. Президент Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 4 ст. 53 Конституции Республики Казахстан по его собственной инициативе может быть наделен правом издания за­конов на срок не более одного года двумя третями голосов от об­щего числа депутатов каждой из палат парламента. Более того, Президент Республики Казахстан наделен правом определять при­оритетность рассмотрения проектов законов в Мажилисе, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, что означает, что парламент должен рассмотреть данный проект в течение ме­

324