logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 23. Основы конституционного права стран снг

сяца со дня его внесения. При неисполнении этого требования президента он вправе издать указ, имеющий силу закона, кото­рый действует до принятия парламентом данного закона в уста­новленном Конституцией порядке (п. 2 ст. 61 Конституции Респуб­лики Казахстан).

Полномочия президентов в других странах СНГ со смешан­ной формой правления имеют свои особенности в каждом отдель­ном государстве. Так, президент Республики Армения на основа­нии заключения Конституционного Суда может прекратить пол­номочия назначенного им самим члена Конституционного Суда или дать согласие на его арест, привлечение к уголовной или админи­стративной ответственности в судебном порядке (п. 10 ст. 55 Кон­ституции Республики Армения).

Конституционные положения о правовом статусе президента в некоторых странах СНГ конкретизируются и развиваются в за­конодательных актах, детализирующих конституционные поло­жения о президенте страны. К таким законодательным актам от­носится, например: Закон Республики Беларусь "О Президенте Республики Беларусь" от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХН в редак­ции Закона от 7 июля 1997 г. № 52-3; Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. № 2733, имеющий силу Конститу­ционного Закона "О Президенте Республики Казахстан"; Закон Республики Молдова "Об обеспечении деятельности Президента Республики Молдова" № 111 от 20 февраля 1997 г. Подобные зако­нодательные акты имеются и в некоторых других государствах — участниках Содружества. Как правило, в данных законодатель­ных актах, помимо общих положений, конкретизируются консти­туционные положения о вступлении президента в должность и о порядке сложения президентом своих полномочий по состоянию здоровья, в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления, а также при добровольном уходе прези­дента в отставку. В законах о президенте закрепляется порядок организации и обеспечения деятельности президента, порядок из­дания актов президента, положения о делегировании законода­тельных полномочий президенту и т. д.

Правительство в странах СНГ

Правовой статус правительства в странах СНГ закреплен в соответствующих разделах конституций этих стран, а также в специальных законодательных актах о правительстве и других нормативно-правовых актах. Название этого высшего органа ис­полнительной власти, его место и роль в системе государствен­ных органов, компетенция в каждой отдельной стране могут отли­чаться (Кабинет Министров — в Азербайджанской Республике, Республике Узбекистан, в Республике Беларусь, на Украине, в Туркменистане; Правительство — в Республике Армения, Ка­захстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Таджикистане). Од­