logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Основы избирательного права

305

точно развитых групп населения. Внимание к этому принципу уси­лилось в последние годы (например 72-я, 73-я, 76-я, 77-я поправ­ки к Конституции), в том числе и в деятельности пришедшего к власти в 1998 году коалиционного правительства Джаната парти.

Подготовку выборов в Парламент страны и легислатуры шта­тов, а также президента и вице-президента, руководство и конт­роль за проведением всех выборов осуществляет назначаемая пре­зидентом Избирательная комиссия (ст. 324).

В Индии применяется система обязательной регистрации из­бирателей, при которой регистратор в каждом избирательном ок­руге в соответствии с законом обязан сам внести в списки избира­телей всех граждан, удовлетворяющих избирательным цензам. Списки избирателей регулярно обновляются. Большинство изби­рательных округов в Индии одномандатные. В силу различий в численности населения штаты очень по-разному представлены в Народной палате.

Выборы в Индии осуществляются по мажоритарной системе относительного большинства.

Пассивным избирательным правом, т. е. правом быть избран­ным в депутаты Народной палаты, обладают граждане, достиг­шие 25 лет, за исключением: а) лиц, состоящих на платной госу­дарственной службе; б) осужденных на срок не менее 2 лет; в) объявленных судом умалишенными либо дисквалифицирован­ных в соответствии с каким-либо иным законом. Кандидат в депу­таты должен проживать в избирательном округе, по которому он баллотируется.

Для выдвижения кандидата в депутаты достаточно одному избирателю предложить его кандидатуру, а другому поддержать ее, что выглядит весьма демократично. Однако независимым кан­дидатам очень трудно добиться успеха на выборах без поддержки влиятельной политической партии. Кандидат в депутаты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий. Если же канди­дат наберет менее 1/8 голосов в своем округе, залог не возвраща­ется, что создает большие сложности для кандидатов от партий, финансовые ресурсы которыгх ограничены. По признанию А. С. На-ранга, "ни одна политическая партия не может удержаться у власти в Индии без поддержки крупных монополий. Избирательные расхо­ды достигли в стране невероятных размеров"1. Например, на внеоче­редные парламентские выборы 1998 года государство израсходова­ло более 8 млрд. рупий. Кроме того, несмотря на принципы, декла­рированные Конституцией, в политике и выборах большое значение имеет кастовая принадлежность кандидата в депутаты2.

Закон предусматривает тайное голосование, но, как и в Ве­ликобритании, производится нумерация бюллетеней, позволяю­щая установить, за кого голосовал избиратель.

Ыатащ А. 8. 1пй1ап ОоуегпшепГ апС Ро1Шс8. Эе1Ы, 1985. Р. 123. Ка] Н. ТпсНап ОоуегпгпепГ апС РоНисз. РагГ 3. №лу Бе1Ы, 1989. Р. 54.

305