logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Административно-территориальное деление

268

Принцип местной автономии заложен в Конституции (гл. 8) и Законе о местной автономии 1947 г. Наряду с этими источниками действуют несколько десятков иных нормативных актов — зако­нов и подзаконных актов. Среди них Закон о местных коммуналь­ных служащих 1950 г., Закон о сельскохозяйственных комитетах 1951 г., ряд законов, определяющих механизм финансирования органов местного самоуправления.

Японское правоведение различает принцип местной авто­номии, автономию местной общины и автономию жителей. Прин­цип местной автономии означает автономию административно-тер­риториальной единицы от государства. Автономия местной общи­ны связана с внутренней организацией и формами деятельности административно-территориальных единиц и предполагает управ­ление общины самими гражданами, проживающими на ее терри­тории. Автономия жителей определяется процедурой проведения местного референдума, закрепленной в Законе о местном само­управлении. Это обеспечивает возможность подачи определенной частью населения петиции о принятии, изменении или отмене местных постановлений, о проведении инспекции деятельности местных собраний, отзыве их депутатов, отстранении от должно­сти глав местных органов и иных должностных лиц. Кроме того, Парламент может принять закон, касающийся какой-либо конк­ретной муниципии, только при согласии на то абсолютного боль­шинства ее жителей (это согласие выявляется также путем мес­тного референдума).

Функции, выполняемые органами местного самоуправления, бывают трех видов:

• собственно местные функции;

• "административные полномочия" (носят местный характер, но имеют большую долю государственного участия);

• функции, делегируемые центральными ведомствами. Статья 94 Конституции закрепляет за муниципиями право

управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять управ­ление в своих границах. Важное значение имеет наделение муни­ципий (в лице муниципальных собраний) правом принимать обя­зательные постановления, то есть нормативные акты местного значения. Общий перечень функций содержится в Законе о мест­ном самоуправлении (п. 3 ст. 2). Он содержит 22 направления дея­тельности, к которым относятся: поддержание общественного по­рядка на своей территории; обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения; устройство и управление парками, площадями и дорогами; ведение коммунального хозяйства; уст­ройство и управление больницами, школами и др.

Местным законодательным органом в муниципии является му­ниципальное собрание, возглавляемое председателем. Состав со­брания зависит от численности населения: самые крупные префек-туральные собрания насчитывают до 120 членов, самые малень­кие поселковые и деревенские — около 12. Закон о местном

269