logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Система государственных органов стран снг

328

централизованная система органов прокуратуры, возглавляемая генеральным прокурором.

Генеральный прокурор назначается, как правило, главой го­сударства с согласия парламента или одной из его палат. В ряде конституций стран СНГ срок полномочий генерального прокурора не оговаривается, а в остальных странах срок полномочий проку­рора равняется 5 годам.

Административно-территориальное деление государств Содружества

Административно-территориальное деление государств Со­дружества продиктовано их государственным устройством, так как все они, за исключением России, являются унитарными госу­дарствами. Небольшие по территории государства СНГ имеют, как правило, достаточно простое административно-террито­риальное устройство. Так, в соответствии со ст. ПО Конституции Республики Молдова ее территория подразделяется на районы, города и села, а по Конституции Республики Армения ее терри­тория делится на области и сельские и городские общины (ст. 104 Конституции). Однако даже в сравнительно небольших по терри­тории государствах СНГ административно-территориальное де­ление может быть достаточно сложным. Так, в соответствии со ст. 47 Конституции Туркменистана его территория состоит из ад­министративно-территориальных образований: веялатов, этрапов, шахеров, приравненных к этрапам, в которых образуются органы государственного управления, а также шахеров, поселков, оба, где учреждаются местные органы самоуправления. Достаточно сложным является административно-территориальное деление Республики Узбекистан. В соответствии со ст. 68 Конституции Рес­публика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, по­селков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан.

В остальных государствах СНГ административно-территори­альное деление в основном четырехзвенное — район, город, де­ревня, поселок (например, ст. 176 Конституции Азербайджанской Республики) или пятизвенное — область, город, район, поселок, село (ст. 7 Конституции Республики Таджикистан). Однако в при­веденных выше примерах не учитываются автономные образова­ния в данных странах. При учете Нахичеванской Республики в Азербайджане и Горно-Бадахшанской автономной области в Тад­жикистане структура административно-территориального деле­ния этих государств будет выглядеть еще более сложной.

Автономия в странах СНГ

В составе некоторых государств имеются автономные обра­зования: в Азербайджанской Республике (Нахичеванская Авто­номная Республика), в Республике Таджикистан (Горно-Бадах­

328