logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Республиканская форма правления

368

исполнительную деятельность под руководством президента, а президент председательствует в Совете министров, причем это полномочие не может быть им передано премьер-министру. Та­ким образом, Конституция учредила пост так называемого адми­нистративного премьер-министра — институт, получивший до­вольно широкое распространение в африканских государствах. Совет министров состоит из премьер-министра и министров, на­значаемых и смещаемых президентом.

В системе центральных государственных органов третьим по своему значению стало Национальное народное собрание (ННС). Конституция характеризует его не как высший орган государ­ственной власти, а как орган, осуществляющий только законода­тельную деятельность.

Важным отличием новой Конституции от действовавшей ра­нее явилось отсутствие всякого упоминания о социализме; в тек­сте уже нигде не фигурировало ни слово "социализм", ни тер­минология партии ФНО.

Другим важным моментом новой Конституции стало закреп­ление определенного объема прав и свобод человека. Конститу­ция гарантировала "основные права и свободы человека и гражда­нина", в отличие от Конституции 1976 г., где упоминалось только об "основных правах и свободах народа". Это признание индиви­дуального аспекта прав, который еще недавно считался "мелко­буржуазным" и "западным", было само по себе примечательно. Конституция закрепила принципы реального равноправия граж­дан как основу их прав и обязанностей, устанавливая обязанность государства "обеспечить равноправие граждан путем устранения препятствий экономического, социального и культурного харак­тера, которые ограничивают его на практике, тормозя развитие личности и затрудняя эффективное участие всех граждан в поли­тической, экономической, социальной и культурной жизни".

В широком объеме были закреплены социальные права и сво­боды граждан (право на труд, на материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности, право на охрану здоро­вья, отдых; право на образование); политические права и свобо­ды, которые были значительно расширены (свобода слова, печа­ти и собраний, свобода объединений, право избирать и быть из­бранным, право на забастовки, профсоюзные права для всех граждан); а также личные права и свободы (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, свобода передвижения, сво­бода совести). Примечательно, что ст. 49 признавала право на вла­дение частной собственностью.

Наиболее значимой в Конституции стала ст. 39, которая га­рантирует гражданам "свободу выражения мнений, ассоциаций и собраний", а также ст. 40, признавшая "право на создание обще­ственных организаций политического характера". Запрет распрос­транялся только на те политические партии, которые в своей программе выступают против "основных свобод граждан, нацио­

369