logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

туция ставит его в определенную зависимость и от парламента. Так, Палата депутатов вправе поставить вопрос о прекраще­нии полномочий Совета министров, заявив, что его деятель­ность противоречит общегосударственной политике и ее основ­ным приоритетам, разработанным президентом.

Верховный законодательный орган Тунисской Республики — Палата депутатов (однопалатный парламент) — насчитывает 141 де­путата и формируется путем всеобщих, свободных и прямых вы­боров при тайном голосовании сроком на пять лет. Подробно по­рядок формирования парламента регулируется Избирательным ко­дексом. Так, в соответствии со ст. 72 Избирательного кодекса численный состав Палаты депутатов устанавливается по норме: один представитель от 60 тыс. жителей.

В соответствии с Конституцией член Палаты депутатов не несет ответственности перед избирателями и считается предста­вителем всей нации. Он не может быть привлечен к ответственно­сти за взгляды и мнения, излагаемые им в порядке осуществле­ния своих полномочий. Депутат может быть подвергнут задержа­нию или преследованию по обвинению в совершении уголовного преступления только с согласия парламента.

Ориентируясь на Конституцию Французской Республики 1958 г., Основной закон Туниса ограничивает круг вопросов, по которым Палата депутатов может принимать законы. Это: созда­ние государственных учреждений и служб, вопросы гражданства, денежное обращение и финансы, судебный процесс, установле­ние уголовных санкций за преступления и др. Международные договоры, заключаемые президентом, также подлежат ратифи­кации путем принятия соответствующего закона. Причем между­народные договоры, ратифицированные в законном порядке, пре­восходят по своей юридической силе внутреннее законодательство. Ряд вопросов (режим собственности, образование, здравоохране­ние, социальное обеспечение и др.), в соответствии со ст. 35 Кон­ституции, регулируются принятием рамочных законов, определя­ющих самые общие направления правовой регламентации. При этом предполагается, что подробное регулирование данных отно­шений осуществляется специальными регламентарными актами президента, принимаемыми в порядке делегированного законода­тельства.

По Конституции правом законодательной инициативы наде­ляются в равной мере и депутаты и президент. Однако предложе­ния президента о принятии законов пользуются приоритетом при рассмотрении в парламенте. Все законы принимаются большин­ством голосов депутатов, причем наиболее важные из них (напри­мер, касающиеся основных прав, свобод и обязанностей граждан, местных государственных органов, Верховного суда, Государствен­ного и Социально-экономического советов, а также избиратель­ный закон), отнесенные Конституцией к органическим законам, могут рассматриваться не ранее чем через 15 дней с момента их