logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 18. Основы конституционного права Италии

Что касается уголовной ответственности за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, то председа­тель Совета министров и министры во всех случаях предаются суду Парламента на совместном заседании палат.

Государственная администрация. Согласно Конституции Ита­лии государственные ведомства и все другие государственные учреждения образуются только в соответствии с законом и таким образом, чтобы было обеспечено их нормальное функционирова­ние и беспристрастность администрации. Государственные слу­жащие находятся исключительно на службе своей нации. Долж­ности в государственной администрации замещаются на конкурс­ной основе, за исключением установленных в законе случаев.

В Италии нет каких-либо запретов государственным служа­щим состоять в политических партиях и заниматься политической деятельностью. Такие ограничения закон предусматривает только в отношении судей, кадровых военных действительной службы, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консуль­ских представителей за границей.

В соответствии с законодательным Декретом от 3 февраля 1993 г., наряду с собственно государственной службой вводится более многочисленная категория "публичных служащих", трудо­вые отношения которых с государственными ведомствами или дру­гими органами публичной администрации регулируются на основе отдельных коллективных договоров.

Конституционный суд

Конституционный суд рассматривается в Италии в качестве одного из важнейших элементов гарантий соблюдения конститу­ционного порядка. Он не входит, как в ряде других европейских стран, в общую систему судебных органов.

Конституция определяет три категории подсудных Конститу­ционному суду дел:

споры о конституционности законов и имеющих силу зако­нов актов государства. Конституционный суд, в случае при­нятия им решения о признании закона или другого акта, об­ладающего силой закона, неконституционным, объявляет не­действительными законодательные положения в пределах обращенного к нему запроса. Положения, объявленные не­конституционными, теряют свою силу со дня после опубли­кования решения. В положении о Конституционном суде спе­циально подчеркивается, что решения Суда должны исклю­чать какие-либо оценки политического характера;

споры о компетенции между властями государства, а также между государством и областями и между самими областя­ми. Своим решением Суд закрепляет оспариваемую компе­тенцию за соответствующим органом. Если, по мнению Суда,