logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

курс и осуществляемую управленческую деятельность. В странах с парламентарной формой правления правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой боль­шинства в высшем представительном учреждении. Отказ в дове­рии должен быть выражен в строгой юридической форме и в боль­шинстве случаев — путем применения специальной парламент­ской процедуры.

Вотум недоверия или принятие резолюции порицания пра­вительства влекут за собой лишь политические последствия и сами по себе не могут служить основанием для судебного пре­следования носителей исполнительной власти. Правительство, ока­завшееся в меньшинстве, как правило, заменяется новым. Одна­ко потерпевшее поражение правительство (формально — в це­лях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Исключения из этого правила, установленные в отдельных странах, могут быть связаны с определенными временнПми рамками или элементами процедурного характера. Так, во Франции Национальное собра­ние не может быть распущено в течение года после внеочеред­ных выборов; лицом, исполняющим обязанности президента, а равно в случае применения чрезвычайных полномочий по ст. 16. Но и Национальное собрание в последнем случае не вправе во­тировать резолюцию порицания. В ФРГ Бундестаг не подлежит роспуску потерпевшим поражение правительством, если одно­временно с выражением недоверия избран новый федеральный канцлер.

Согласно классической конституционной доктрине, министры несут коллективную (солидарную) ответственность за политику и решения правительства, даже если тот или иной министр был против этого решения либо вообще отсутствовал на заседании правительства, и индивидуальную ответственность — за дела своего департамента. В какой-то мере это последнее правило до сих пор применяется в отдельных странах (например, в Ве­ликобритании). Однако случаи индивидуальной ответственности членов правительства становятся все более редким явлением и связаны главным образом со скандальными злоупотреблениями или проступками (порою несогласующимися с общественной мора­лью). Поскольку в большинстве стран члены правительства назна­чаются главой государства по предложению премьер-министра, на этом основании делается вывод об ответственности членов пра­вительства перед его главой, который может сам производить перестановки в кабинете и отстранять от должности и заменять отдельных министров. Соответственно в настоящее время все чаще речь идет о парламентской ответственности премьер-ми­нистра, который по законодательству ряда стран наделен ис­ключительным правом постановки вопроса о доверии от имени правительства.